![]() |
Льняной Иван Кириллович
Участник Великой Отечественной войны, ветеран 22 Научно-исследовательского испытательного бронетанкового Полигона, прапорщик в отставке.
В Научно-исследовательском испытательном бронетанковом Полигоне с 1947 года - механик - водитель средних танков.
Полигонные испытания в НИИ БТ Полигоне являлись одним из главных этапов отработки образцов танков, они обеспечивали возможность наиболее полно проверить тактико-технические и эксплуатационные качества танков и получить разносторонние и обоснованные данные для доработки машин. Испытания проводились в различных объемах до выхода в капитальный ремонт, на 6000 км пробега, до наработки двигателем 250 часов и на 3500 километров.
Большой вклад в испытание и освоение новых образцов бронетанковой техники внесли такие испытатели - механики - водители боевых машин, как: Плутов И.И., Долгов И.А., Федоров А.А., Прилепский В.В., Ведмедев П.И., Трухачев М.В., Петров М.В., Калистратов А.И., Федоров Ф.Ф., Колосов Н.А., Льняной И.К., Даниленко М.Ф., Харламов В.Е., Рябчиков Б.М, Кузнецов А.П., Стариков В.Е. и многие другие. Среди этих профессионалов своего дела выделяется судьба Льняного Ивана Константиновича.
Иван Константинович родился в 1926 году в большой трудовой семье. Шутка сказать - в семье пять сыновей. Ваня младший из братьев. Рос, как и все его сверстники, чьи отцы и матери работали в колхозах и на производстве, ходил в школу, вступил в пионеры, затем в комсомол...
Летом 1941 года Ваня закончил семилетнюю школу. А тут война... Зарево боев полыхало еще где-то далеко. Но ветер с запада доносил и до родного села гарь пожарищ, тревожные раскаты орудийного грома. Как-то сразу повзрослели вчерашние мальчики...Уже в июне 1941 года на фронт ушел старший брат Александр, а в скором времени один за другим убыли на войну и другие братья Вани: Григорий, Георгий, Дмитрий...
Осень сорок первого, зима сорок второго... Трудное, очень то было время. Иван работает в колхозе помогая матери как-то выживать.
В марте 1943 года Ивана Кирилловича призывают в ряды РККА и направляют в город Пугачев Саратовской области в один из запасных полков 9 запасной стрелковой бригады.
Полки бригады производили обучение, формирование маршевых подразделений и отправку их на фронт в действующие части по специальности. Время нахождения военнослужащих в полках бригады составляло от нескольких дней до 5-6 месяцев.
В июле 1943 года Иван Кириллович, окончив курс обучения, был включен в списки 282 стрелкового полка 175 стрелковый дивизии 48 армии.
Личный состав полка железнодорожным транспортом, под постоянной бомбежкой авиации противника, прибыл на станцию Елец и совершив пеший марш занял определенный полку район обороны.
В ходе Орловско-Курской битвы, которая продолжалась 50 суток с 5 июня по 23 августа 282 стрелковый полк участвовал в тяжелых оборонительных и наступательных боях.
В ходе тяжелых оборонительных боев к исходу 5 июля 1943 года и возникшей опасности прорыва противника на правом фланге армии, в которой находилась 175 стрелковая дивизия, решением командующего армией были сформированы подвижные группы заграждения, в одну из которых вошел и 282 стрелковый полк. Подвижные группы заграждения были выдвинуты в район населенного пункта Никольское. В ходе тяжелых боев силы окружающие Самодуровку и Ольховку, в том числе и 282 стрелковый полк вынуждены были под давлением превосходящих сил противника отходить, периодически контратакуя врага.
В дальнейшем, в ходе наступления, части 175 стрелковой дивизии участвует в форсировании Днепра, участвуют в боях за освобождение города Гомель, очищая от врага территорию Белоруссии. 15 октября 1943 года в одном из боев за освобождение г. Гомель Иван Кириллович получил осколочное ранение. В ноябре 1943 года излечившись в полевом госпитале Льняной И.К. возвращается в свой полк. В процессе переформирования и положения личного состава после тяжелых боев полка, Иван Кириллович получил назначение во взвод связи связистом отвечающим за непрерывность связи командира роты со штабом полка. В одном из боев 26 декабря 1943 года Иван Кириллович вторично получает осколочное ранение в ногу. Пройдя ряд полевых госпиталей Льняной И.К. был доставлен в город Подольск в эвакогоспиталь, где длительно проходил лечение.
Завершив лечение Иван Кириллович был направлен в 20 учебный танковый полк расположенный в городе Рязани. Полк готовил экипажи для бронетранспортеров иностранного производства (М2, М3, М9, «Универсал» и МЗА1 «Скаут»).
Один учебный батальон готовил командиров БТР, второй - водителей машин.
Ивана Кирилловича готовили на командира бронетранспортера. В период учебы в полку Льняной И.К. встретил День Победы и получил свою заслуженную награду - медаль «За отвагу».
Весной 1947 года у Ивана Константиновича начался новый этап в его жизни. В марте 1947 года он был направлен в Научно-исследовательский испытательный бронетанковый Полигон, где получил назначение в испытательный отдел, где у него началась новая интересная работа.
Для получения достоверных данных Полигоном широко практиковалось проведение ходовых и стационарных исследований танков и БТР и их агрегатов. Были испытаны и исследованы американские танки М-24, М-42, А2-76, Т-26-Е3, английские танки «Черчиль», огнеметная установка «Крокодил», «Комета», «Брен - ОСА», бронетранспортеры М2,М3,МЗА1 «Скаут». К участию испытаний БТР привлекается и Иван Константинович.
В сжатые сроки с помощью товарищей в отделе и самостоятельно он осваивает специальность механика - водителя средних танков и начинает привлекаться к участию в их испытаниях.
Испытания серийных образцов танков, САУ и других боевых и специальных машин в форме гарантийных и специальных испытаний занимали первый послевоенный период до 50% всего объема работ. Только в течении 1946года по 1951 год гарантийным испытаниям было подвергнуто 96 единиц различных типов бронетанковой техники, в том числе: танков Т-34-85, Т-44, Т-54, ИС-3, ИС-4, САУ-ИСУ-152, ИСУ-122, СУ-76, АСУ-76, бронетранспортеров - БТР-152.
В эти же годы на Полигоне проводились в большом количестве испытания опытных и модернизированных образцов бронетанковой техники разработанных в годы войны или в первые 2-3 года после ее завершения, таких как тяжелый опытный танк - объект «730» (Т-10), модернизированные тяжелые танки ИС-3 и ИС-4, средние танки Т-44 и Т-54, легкий танк объект «740» (ПТ-76), самоходно - артиллерийские установки ИСУ-152, СУ-100П,АСУ-76, АСУ-57, гусеничные БТР - объект «750» (БТР-50П) и объект «112», колесные бронетранспортеры БТР-40 и БТР-152.
Работы Ивану Кирилловичу и его коллегам механикам - водителям хватало с избытком. За период службы в 22 НИИБТ Полигоне Льняной И.К. принимал участие в испытаниях БТТ в ряде военных округов, в различных климатических районах страны, в зимних и летних условиях, днем и ночью.
60-е годы характеризовались высокой напряженностью всех видов испытательных работ. Испытательные сооружения Полигона были загружены на 100%. По этой причине работы приходилось вести в две и даже три смены. Ежедневно на испытания выходили десятки образцов техники. На долю механиков-водителей, этих тружеников, приходилась сложная и тяжелая и утомительная работа. Просиживать в танке долгие часы времени, все время работать рычагами управления, дышать отработанными газами - работа не мед. Поэтому к своим механикам научные сотрудники всегда относились с большим уважением. Руководители Полигона постоянно поощряли их за их тяжелый, но так нужный труд. Иван Кириллович тоже был в их числе. Он многократно поощрялся командованием Полигона и руководителями ГБТУ.
В июле 1970 года Иван Кириллович уволился из Вооруженных Сил, но связь с родным Полигоном не потерял. Ряд лет он трудился в научных отделах, а последние годы своей трудовой деятельности работал слесарем тепловых пунктов в отделе главного энергетика 38 НИИИ МО РФ.
(Материал подготовлен на основе открытых источников 38 НИИИ МО РФ и воспоминаний И.К. Льняного).
Полковник в отставке В. Дереглазов