![]() |
Кочегаров Петр Павлович
Участник Великой Отечественной войны, кандидат технических наук, полковник в отставке, ведущий научный сотрудник 38 НИИИ МО РФ, в 1952 г. старший инженер Научно-исследовательского испытательного бронетанкового полигона ГБТУ МВС СССР.
В начале 50-х годов конца прошлого столетия в Научно-исследовательский испытательный бронетанковый Полигон ежегодно начали назначаться большими группами выпускники инженерно-танкового факультета Военной академии бронетанковых и механизированных войск РККА им. И.В. Сталина. В 1952 году в составе очередной группы выпускников академии на Полигон на должность старшего инженера был назначен капитан Кочегаров Петр Павлович.
П.П. Кочегаров родился в 1922 году в крестьянской семье в Рязанской области. В конце 1939 года семья Кочегаровых переехала на постоянное жительство в город Пушкино. В 1940 году, окончив 9-летнюю школу, Петр Павлович поступает на учебу в Загорский педагогический институт на физико-математический факультет. К началу Великой Отечественной войны он успешно завершает обучение на 1-м курсе института.
В августе 1941 года Петра Павловича призывают на военную службу в РККА и направляют с группой московских студентов в Чебоксарскую летную школу. Успешно пройдя медицинскую комиссию в свои неполные 18 лет, Петра Павловича зачисляют в курсанты летной школы. Занятия в школе шли полным ходом. Через 2-2,5 месяцев обучения, освоив теорию полетов, курсанты школы приступили к практическим полетам на учебных самолетах У-2. К началу зимы немцы близко подошли к Москве и самолеты школы были направлены на защиту столицы. Занятия в школе прекратились и всех курсантов отправили в г. Астрахань учиться на автомотористов. В Астрахани Петру Павловичу учиться пришлось не долго. Ранней весной 1942 года занятия были прерваны, всех курсантов пароходом по р. Волга доставили в г. Сталинград. Кочегаров П.П. был назначен наводчиком 120-мм миномета в формирующуюся истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду. Днями и ночами шли занятия по боевой подготовке, учения, полевые занятия. Вскоре, бригада железнодорожным транспортом убыла в восточном направлении на действующий фронт. На станции выгрузки всех солдат имеющих высшее и неполное высшее образование направили на обучение в Сталинградское танковое училище. Училище было эвакуировано в Сибирь, в г. Курган, где Петр Павлович проходил обучение до весны 1943 года. Где-то в марте-апреле 1943 года Кочегаров П.П. заканчивает училище, получает первое офицерское звание «лейтенант» и назначается на должность командира танкового взвода и направляется в г.Челябинск на танковый завод для получения танков и убытия на фронт.
Получив боевую технику, Петр Павлович эшелоном проследовал в западном направлении и через определенное время прибыл в район города Мценска. В тяжелых боях на Орловско-Курской дуге Петр Павлович получил ранение и после длительного лечения в госпитале в городе Елец возвратился в свою 57-ю гвардейскую танковую Нежинскую бригаду, в которой прошел свой боевой путь до конца войны.
Танковая бригада, в которой воевал Кочегаров П.П., участвовала в боях за освобождение г. Киев, в дальнейшем прошла с боями по территории Польши, Германии и Чехословакии. В 1944 году Петр Павлович был назначен офицером связи штаба танковой бригады. В мае 1945 года бригада принимала участие в боях за освобождение города Прага. Окончание Великой Отечественной войны Петр Павлович встретил 9 мая 1945 года под Прагой.
После завершения войны Кочегаров П.П. продолжил военную службу, и в 1947 году был направлен на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск им. И.В. Сталина на инженерно-танковый факультет.
В 1952 году, окончив академию, Петр Павлович был назначен для прохождения дальнейшей военной службы в Научно-исследовательский испытательный бронетанковый Полигон в Кубинку Московской области. Так уж получилось, что эта точка на карте Московской области стала для Кочегарова П.П. самой близкой и родной на всю оставшуюся жизнь.
По прибытию на Полигон Петр Павлович назначается в отдел «трансмиссии и ходовая часть танков» старшим инженером. Началась новая интересная работа по испытанию отечественной и иностранной бронетанковой техники.
В соответствии с Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР в 1953 году научно-исследовательскому испытательному бронетанковому Полигону было поручено проведение испытаний отечественной бронетанковой техники при эксплуатации ее в высокогорных условиях в районе Памирского тракта на участке от города Ош до поселка Мургаб.
В августе-сентябре 1953 года большая группа научных сотрудников Полигона, в том числе и Кочегаров П.П., на различных типах боевых машин успешно провели эти испытания.
Проведенные испытания позволили: определить боевые и эксплуатационные качества бронетанковой техники, проверить технические характеристики ее основных узлов и агрегатов в условиях высокогорья, дать рекомендации промышленности по усовершенствованию бронетанковой техники, находящейся на вооружении и для учета при проектировании новых образцов, внести изменения в инструкции по эксплуатации бронетанковой техники при действиях в горных условиях, оценить влияние высокогорных условий на боеспособность экипажей и дать предложения по ее повышению.
В 1954 году на Полигоне были начаты работы по исследованию противоминной стойкости танков. В результате этих исследований необходимо было определить основные зависимости характера разрушений от величины заряда мины, места ее разрушения, конструктивных особенностей ходовой части танков и его днища, дать рекомендации по совершенствованию их конструкций.
В том же 1954 году Кочегарову П.П. было поручено проведение исследований противоминной стойкости применительно к танкам Т-34-85, а в 1955 г. в период с 26 июня по 30 ноября исследования подрывом прошел танк Т-54.
В своих выводах Петр Павлович рекомендовал конструкторским бюро заводов, учитывая тяжелые повреждения, получаемые танком при взрыве противотанковой мины, организовать научно-исследовательскую работу по изысканию мероприятий по повышению противоминной стойкости ходовой части и особенно днища корпуса танка. Кроме того, в дальнейшем при проведении испытаний опытных бронекорпусов танков артиллерийским обстрелом Полигоном предписывалось осуществлять контрольные подрывы 2-3 мин под днищем корпуса.
Данной исследовательской работой Кочегаров П.П. занимался на Полигоне почти 20 лет. Он испытал на подрыв все основные отечественные танки, включая Т-64, Т-72, Т-80, БМП и БТРы, и БМД первых образцов.
В 1966 году Кочегаров П.П. становится кандидатом технических наук, в 1969 году его назначают начальником научной лаборатории отдела. В это время Петр Павлович участвует в испытаниях торсионных валов танков на стенде, изобретенном учеными Полигона.
В 1976 году Кочегаров П.П. увольняется из Вооруженных Сил и назначается ученым секретарем координационного ученого совета 38 НИИБТ Института, а с 1986 года Петр Павлович ученый секретарь Института.
Когда человек на склоне лет оставляет дело, которому он отдал большую часть своей жизни, отдал не только ради заработка, материальных благ, необходимых для жизни, но и по велению сердца и души, тогда он может прекратить заниматься этим делом формально и официально, но уже до конца дней своих он обречен жить воспоминаниями и переосмысливать события прошлого с высоты прожитых лет.
Петр Павлович Кочегаров не только жил воспоминаниями, но и активно делился ими с сотрудниками 38 НИИИ МО РФ. Его фронтовые и послевоенные воспоминания напечатаны в 5 сборниках, изданных в разные годы 38 НИИИ МО РФ.
За 24 года военной службы в Кубинке Кочегаров П.П. прослужил в должностях: старший инженер, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, начальник лаборатории, заместитель начальника отдела, ведущий научный сотрудник.
Похоронен полковник в отставке Кочегаров П.П. на кладбище г.п. Кубинка Московской области.
(Материал подготовлен из открытых источников и воспоминаний Кочегарова П.П.)
полковник в отставке В. Дереглазов