![]() |
Васильев Борис Иванович
Участник Великой Отечественной войны полковник в отставке.
В 1947 году младший научный Сотрудник Научно-испытательного бронетанкового Полигона
Всякий человек есть история, непохожая на какую другую. Каждый для себя определяет жизненные приоритеты, поскольку всем всегда нужно не то, что у них есть. При этом люди почти всегда забывают, что чем крупнее, значительнее цель, которую они перед собой ставят, тем дольше и трудней путь к ней.
В связи с развитием Научно-испытательного бронетанкового Полигона ГБТУ ВС СССР, командованием Министерства Вооруженных Сил в 1947 году было принято решение о направлении на Полигон более 30 офицеров – выпускников инженерно-танкового факультета Академии Бронетанковых и Механизированных войск имени И.В. Сталина. В числе этих военных инженеров на Полигон прибыл и Васильев Б.И., назначенный младшим научным сотрудником в отделе силовых установок.
Борис Иванович Васильев родился в августе 1919 г. в городе Таганроге в небогатой многодетной семье.
Первым серьезным испытанием в жизни малолетнего ребенка явился голод 1921 года, который практически продолжался до середины тридцатых годов, когда выживание городского населения обеспечивалось введением продовольственных карточек, а сельское население вымирало.
В 1927 году Борис Иванович поступает в школу, в которой некогда учился великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
Учиться в школе Борису Ивановичу было нелегко. Материальное положение семьи было крайне низким. В 1933 году умирает отец Бориса Ивановича и у матери на руках осталось четверо несовершеннолетних детей, старший из которых учился в ФЗУ.
В начале 1936 года Борис Иванович вынужден был оставить школу, чтобы пойти работать. Уйдя из 9-го класса, он стал подрабатывать на пропитание и помогать семье. Однако учебу он не бросает навсегда, а поступает на курсы подготовки в институт, где за учебу платили стипендию. Осенью 1937 года Борис Иванович поступает на учебу в Таганрогский институт механизации, который успешно оканчивает летом 1941 года и получает диплом инженера-механика. Так сложилось в жизни Бориса Ивановича, что он защитил свой диплом на 2-й день войны – 24 июня 1941 года. Еще во время учебы в институте ему приходилось работать на заводе мастером ОТК и заниматься в аэроклубе парашютным спортом.
Дальнейшую судьбу Васильева Б.И. определил военный комиссариат. В начале июля 1941 года все выпускники курса института, на котором учился Борис Иванович, годные к военной службе, были призваны в Красную Армию и направлены в Академию Механизации и Моторизации РККА имени И.В. Сталина на курсы подготовки военных инженеров.
Учебный процесс в академии был крайне напряженным. Для действующей армии срочно требовалось большое количество высококвалифицированных командных и инженерных кадров. Сроки обучения автоматически сокращались, и отдельные учебные группы слушателей отправлялись на фронт. Москва стала прифронтовым, а затем и фронтовым городом. Академия готовилась к эвакуации в город Ташкент. Почти ежедневно из Москвы отправлялись эшелоны с учебным оборудованием. В конце осени 1941 года курс, на котором учился Васильев Б.И., был эвакуирован в Ташкент. В конце осени 1941 года в г. Ташкенте проводилось формирование в 69-й стрелковой дивизии, в которую, после завершения обучения на курсах переподготовки инженеров при Военной академии Механизации и Моторизации РККА, были назначены несколько слушателей, в число которых попал и Васильев Б.И.
Первой офицерской должностью у Бориса Ивановича стала должность автотехника 109-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона 69-й дивизии в январе 1942 года.
В феврале 1942 года 109 дивизион, завершив формирование, железнодорожным транспортом был отправлен на Западный фронт. После разгрузки дивизия совершила марш и заняла позиции в Смоленской области, куда были брошены немецкие войска при контрнаступлении Красной Армии под Москвой зимой 1941-42 годов. Дивизия заняла оборону на рубеже Варшавское шоссе – Фомино-1-е, Фомино-2-е. На этом рубеже дивизия находилась в течение весны, лета, осени и начала зимы 1942-1943 годов.
В феврале 1943 года 69-я стрелковая дивизия была переброшена с Западного на Центральный фронт и приняла участие в наступлении от г. Воронежа на Запад. Затем дивизия перешла к обороне в самой западной части Курской дуги. В ходе наступательных боев дивизия успешно овладела городом Севск, за что ей было присвоено наименование «Севская».
В последующих боях дивизия в составе Центрального фронта, преследуя противника, форсировала реки Сож и Днепр. Преодолев несколько рубежей обороны противника, дивизия дошла до реки Нарев (приток реки Висла) на территории Польши между городами Пултуск и Сероцк. Форсировав реку Нарев, дивизия закрепилась на небольшом занятом плацдарме и перешла к обороне.
Осенью 1944 года Васильев Б.И. был откомандирован в г. Москву в Военную академию для завершения своего образования.
Назначенный в отделе силовых установок Борис Иванович сразу привлекается к работе по разработке и сборке еще в недостроенном техническом корпусе «В» 2-х моторных стендов для испытания двигателей мощностью до 700 лошадиных сил.
В 1948 году Васильеву Б.И. поручается проектирование, разработка и изготовление перекатного стенда для измерения и записи во время запуска двигателя величины и изменения крутящего момента стартера, напряжения на его клеммах, температуры в различных точках двигателя. Стенд был изготовлен и длительное время использовался в отделе при проведении испытаний и исследований танковых двигателей.
В 50-е годы группа научных сотрудников в составе Васильева Б.И., Пономарева Н.Н. и Керочинского М.С. провела фундаментальное исследование по выработке основных требований к танковым воздухоочистителям.
В последующие годы Васильев Б.И., Артамонов П.М., Разинкин М.И., Керачинский М.С., Пряхин И.Л. провели большое количество испытаний различных конструкций воздухоочистителей в стендовых и эксплуатационных условиях в различных климатических зонах СССР, выявили бесспорное преимущество воздухоочистителей конструкции ВНИИТМ и рекомендовали их для установки в танках взамен ранее устанавливаемых. Начиная с 1956 года на всех отечественных танках была произведена замена старых воздухоочистителей на новые типа ВТИ (ВТИ-4, ВТИ-10 и др.).
Лаборатория «В» (Газовоздушых трактов и воздухоочистителей), возглавляемая Васильевым Б.И., провела большую работу по выявлению причин преждевременного выхода из строя двигателей танков «Объект 432» и боевых машин пехоты БМП-1.
В результате выполненных работ сотрудниками лаборатории и отдела было установлено, что причинами выхода двигателей из строя являлись нарушения работы воздухоочистителей в эксплуатации.
Уровень подготовки сотрудников и лабораторная база позволяли не только успешно выполнять плановую тематику, но и исследования по собственной инициативе, а также срочные, сложные внеплановые задания, связанные с эксплуатацией.
В 1972 году Васильев Б.И. увольняется из Вооруженных Сил в запас, но еще десять лет продолжил трудиться в своем отделе, передавая свой богатый опыт вновь прибывшим молодым сотрудникам.
(Материал подготовлен на основе воспоминаний Васильева Б.И. изданных в разные годы в 38 НИИИ МО РФ)
полковник в отставке В. Дереглазов