![]() |
Уланов Рем Николаевич
Кандидат технических наук, участник Великой Отечественной войны, изобретатель, конструктор автомобилей, транспортно-уборочных машин. Техник-лейтенант в Научно-испытательном бронетанковом Полигоне ГБТУ Советской Армии в 1946-1950 годах.
В 1946 году в Научно-испытательный бронетанковый Полигон на должность техника-испытателя был назначен лейтенант Уланов Рем Николаевич, фронтовик, командир самоходно-артиллерийской установки СУ-76.
Рем Николаевич Уланов родился 21 ноября 1925 года. С юных лет ему пришлось испытать на себе все тяготы Великой Отечественной войны. На фронте Рем Николаевич оказался в 1942 году. К тому времени он, коренной москвич, окончивший только 10 классов, но имевший уже права на управление автомобилями, был зачислен в минометную часть. В его обязанности входил подвоз на «полуторке» полкового миномета на передний край обороны наших подразделений. Во время доставки мин от машины к минометчикам вручную, Рем Николаевич попал под артиллерийский налет и получил ранение.
В марте 1943 года, после выписки их госпиталя, он был направлен в 15-й учебный самоходно-артиллерийский полк, расположенный на станции Икша Савеловской железной дороги.
Получив специальность механика-водителя САУ – СУ-76 и воинское звание «сержант» Рем Николаевич продолжил военную службу в 999-м самоходно-артиллерийском полку СУ-76. В декабре 1943 г. полк, в составе 1-го Украинского фронта штурмовал г. Коростень. В одном из боев самоходная установка механика-водителя Уланова была разбита прямым попаданием снаряда САУ «Фердинанд», а сам Рем Николаевич, по счастливой случайности остался жив. Его, как механика-водителя перевели в 26 роту охраны штаба 13 армии, где стал водителем трофейного танка Т-IV.
В мае 1944 года сержант Уланов Р.Н. направляется на учебу на 3-х месячные курсы младших лейтенантов 13 армии, которые готовили командиров стрелковых и пулеметных взводов. В конце августа 1944 года младший лейтенант Уланов Р.Н. назначается командиром пулеметного взвода. В результате возвращения из мотострелковых подразделений в танковые и самоходно-артиллерийские части специалистов-танкистов, Рем Николаевич направляется в 1228 самоходно-артиллерийский полк командиром САУ СУ-76. В одном из боев получает контузию.
4 января 1945 года младшего лейтенанта Уланова Р.Н. направляют на учебу в Высшие офицерские технические курсы бронетанковой школы в г. Казань, где он и встретил День Победы.
В армии Уланов Р.Н. приобрел хороший опыт эксплуатации и ремонта САУ и автомобилей, досконально изучил устройство и функционирование всех систем. В Бронетанковой школе получил отличную теоретическую подготовку. В июле 1945 г. младший лейтенант уланов Р.н. командиром САУ СУ-76 направляется для продолжения военной службы в Германию.
В 1946 году Рем Николаевич назначается в Научно-испытательный бронетанковый Полигон, где до 1950 года привлекается к испытаниям образцов бронетанковой техники отечественного производства, в том числе нового среднего танка Т-44 в 1947 году. В 1948 году Рем Николаевич разрабатывает на Полигоне свое первое изобретение – тренажер механиков-водителей танков.
В 1951 году в стране продолжалось послевоенное сокращение армии. Уланов Р.Н. старшим лейтенантом увольняется из Вооруженных Сил и стал работать в Научно-исследовательском институте организации механизации в строительстве. Здесь в 1957 году Рем Николаевич разрабатывает мототачку грузоподъемностью 0,5 т, за что получает золотую медаль ВДНХ СССР, а на выставке в Сокольниках благодарность от Н.С. Хрущева.
Долгое время Рем Николаевич работал в проектных организациях. Им был разработан шарнирно-рычажный подъемник для замены строительных лесов. Во время бурного развития космонавтики, наработки конструкторских групп, которыми руководил Уланов Р.Н., использовались при создании ходовой части лунохода.
В 1963 году по просьбе командования Ленинградского военного округа Рем Николаевич конструирует подвижный колесный тренажер механиков-водителей боевых машин.
На Горьковском автомобильном заводе была выпущена партия уникальных малогабаритных вилочных погрузчиков с ходовой частью мототачки, разработанной Улановым Р.Н. Им были разработаны, изготовлены и испытаны новые образцы транспортно-уборочных машин ТУМ-57; ТУ-5-57; ТМ-58, тратуароуборочная машина ТУМ-64. Известная космическая организация «Комета» стала выпускать подъемные устройства УП-16 и УП-65. Рем Николаевич прошел школу рядового конструктора, затем стал руководителем ряда конструкторских бюро, где создавались специальные машины различного типа и назначения. Всего Рем Николаевич разработал, сконструировал, участвовал в изготовлении более 50-ти образцов транспортных, подъемно-транспортных и специальных машин, в том числе и спортивных. Многие выдающиеся конструкторы называли его российским изобретателем-самоучкой.
Многие сотрудники, работавшие под его руководством, стали директорами, ведущими конструкторами.
На базе его изобретений можно было защитить несколько докторских диссертаций, а он фактически не имел законченного высшего образования. Это обстоятельство закрывало для него путь к ученой степени.
Только когда он пришел работать в МАДИ, где проработал последние 20 лет, в виде исключения, ему разрешили защищать диссертацию на звание кандидата технических наук. С этой задачей испытатель-самородок справился успешно, подкрепив инженерные выкладки статьями из многочисленных технических журналов. По совокупности выполненных им работ ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук.
Быстроходная вездеходная санитарная машина образца 1980 года - БВСМ-80
Особая гордость Уланова Р.Н. – разработка, изготовление быстроходной вездеходной машины скорой медицинской помощи для сельской местности (БВСМ-80). По долгу службы, занимаясь разработкой автомобилей высокой проходимости, он в индивидуальном порядке задумал эту санитарную машину, которая могла бы по шоссе развивать большую скорость и, в то же время, обладать проходимостью гусеничного трактора по размытым и непроезжим поселкам. Был изготовлен опытный образец этой универсальной машины. Все, однако, закончилось ничем – в стране началась перестройка, благодетели проекта были сняты со своих должностей, а сам Уланов Р.Н. получив инфаркт, слег в больницу.
В 1973 году, под руководством Рем Николаевича был разработан грузовик НАМИ-0157 – прототип снегоболотохода повышенной грузоподъемности, разрабатывавшийся в НАМИ с 1969 по 1973 годы для нужд нефтегазовой промышленности. В 1977 году грузовик был рекомендован в производство.
На протяжении всех лет работ в МАДИ Рем Николаевич сотрудничал с военно-научным обществом при Центральном Доме Российской Армии, занимался разработкой двухзвенных транспортных и боевых машин. Он являлся организатором и автором уникальной коллекции отечественных автомобилей в масштабе 1:10, хранящейся в настоящее время в МАДИ и насчитывающей более 50 экземпляров.
За свой плодотворный труд Рем Николаевич Уланов награжден 4 орденами и 20 медалями.
Умер Рем Николаевич Уланов 15 марта 2005 года на 81-м году жизни от сердечного приступа.
(Материалы подготовлены на основе открытых источников)
полковник в отставке В.Дереглазов